КАМЕРЫ ХРАНЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ.

 

КАМЕРЫ  ХРАНЕНИЯ  НАСЕЛЕНИЯ

       Я не судья, не прокурор и не архитектурный критик, чтобы делать такой жесткий вывод о сегодняшнем градостроительстве и архитектуре, но такова жизнь. Архитектор я возрастной, с большой проектной практикой. Проектировал и пережил 60 – 70 – 80-е годы, когда в огромной стране с различным климатом, культурой и историей строились одинаковые, типовые дома. Можно, конечно же, все свалить на ГОССТРОЙ, МИНСТРОЙ, Правительство, руководящую и направляющую Партию, но в те времена, возможно, не было иного способа  так обесчестить архитектуру. Главными показателями были максимальные метры квадратные и минимальная стоимость. Как приговор и следствие, новое словечко – реновация. Это значит все, что построили прежние поколения за счет бюджета Страны коту под хвост.

Хрущебы

     В 90-е годы архитекторы в недоумении – что делать и куда двигаться? Появились первые признаки подражания Западу, бездарно, нагло и по бандитски уплотняется застройка в исторических центрах городов. Самые хрестоматийные постройки оказались в самом центре столицы. Пиком вандалов стал лего-центр Москва-сити и памятник Петру – I. До сих пор не могу понять, как могли проворонить этих монстров архитектурное сообщество, Академия Архитектуры с ее бесчисленными учеными, Союз Архитекторов со званными зодчими, русская, столичная интеллигенция? Ну почему в  бедной, разрушенной после ВОВ 1941-45гг. стране смогли найти свой, только ей присущий, так называемый “Сталинский стиль”, а в наше время перешли на страшилки? Какой главный архитектор и какой Градостроительный Совет все это согласовывал? В Москва-сити забили кривые, ржавые гвозди и шурупы-саморезы в гроб Российской, Русской Архитектуры. Кто и где они, эти “великие” зодчие современной России?

Москва-сити

Но я бы хотел подойти к нашим дням и проанализировать то, что строится в трех городах федерального значения – Москве, Санкт-Питербурге и Севастополе.

    Москва – мегаполис, с населением более 12.0 млн. человек и Подмосковье с населением не менее 8.0 млн.. Всего более чем 20.0 млн. человек и это при том, что все население России составляет не более 145.0 млн. человек. Таким образом в московской агломерации проживает 15% всего населения нашей огромной страны. Но ведь население  не растет в России нигде, кроме Москвы и все за счет мигрантов, беженцев,  карьеристов, приезжих, нуждающихся в работе и т.д. Это все означает, что темпы жилищного строительства превзошли любые цифры при СССР. Они не снижаются, перешли уже и красную черту – добавили территорию за счет Подмосковья. Не может образованный и дипломированный градостроитель, с честью профессии зодчего так слепо выполнять любой бред власти связанный с увеличением площади города, чудовищного увеличения строительства жилья, в том числе за счет промышленных территорий, кормилицы города. Отсюда стихийно, не системно, возникают в полях многоэтажные жилые кварталы безликой архитектуры. Эти страшилки возникают и в Москве и в Подмосковье. Никому не приходит в голову, что вся эта вакханалия может привести к техногенным катастрофам. Людей, население надо расселять по всей огромной стране. а не втюхивать офисный планктон только в столице и ее окрестностях. В результате мы опять, как в прежние хрущевские времена, имеем в качестве основного показателя не стиль и высокую архитектуру, а метры квадратные.

№4 кам. хран. 3

Я не знаю какие архитектурные институты выпускают таких спецов, в каких подвалах они обучались, но после содеянного нужно просто попрощаться с профессией и идти в дворники этих архитектурных ущелий.

№3№2

Вот и здесь, архитекторы-механики не доиграли в детстве в лего. Пока я не нашел ни одного примера, чтобы сказать – вот она, русская архитектура ХХI века. Как и в прежние, убогие хрущевские времена, будто все это нарисовано одной рукой. Надо понимать, что никакого художественного приоритета нет и не предвидится в ближайшее время, пока сами архитекторы не встряхнутся и не поймут свою великую историческую миссию – творить прекрасное.

Санкт-Питербург – город с великой архитектурной традицией. Нет выше планки для архитектора творить в городе-ансамбле. Ужаснулся, когда увидел новостройки – близнецы по подобию Москвы. Но уж Вы то, ленинградцы-питерцы,  знающие чем отличается бордюр от поребрика, как могли допустить строительство безликих лего-домов в своем прекрасном, классическом городе, где творили величайшие мастера архитектуры прежних веков. Стыдоба…

№8 Питер

Мне представляется, ну не может архитектор, изучавший историю архитектуры нарисовать эдакую хрень. А возможно, нынешняя поросль архитектурная уже и отучилась рисовать и свои мозги переложила на компьютер, который трудится роботом лего-жилья нашего времени – камеры хранения населения. Ну уж хотя бы капельку знаний и понятий в архитектурной композиции.

№9 Питер

кам. хран.-1

Севастополь – дважды разрушенный войнами и восстановленный мастерами архитектуры. Теперь можно сказать, это была творческая элита Страны. Сейчас она исчезла, похоже навсегда. Как можно в этом удивительном классически белом городе возродить  почившие в 90-е годы панельные дома?  Ну ладно еще их покрасить в белый цвет, но когда нет творчества, в игру вступает цвет. И это при нашем бирюзовом море, голубом небе и камнях Херсонеса… Чья рука завела архитекторов в эти цветные городки? В Севастополе красить можно любым цветом  лишь бы дом был белый. Ведь это безошибочный рецепт даже для самого бездарного архитектора. Кто привнес в южный  город серый цвет, великое наследие конструктивистов?

20170929_12080724

Сев-6

Известный герой из комедии Эльдара Рязанова запутался в городах и одинаковых домах, но все повторяется и в наше  время.  Не представляю когда архитектурное сообщество начнет искупать свои грехи. А пока все на заработках…

   Как видим, даже беглый анализ нового строительства в трех ключевых городах России показывает, что жильем стали камеры хранения для населения. А недавно вице-премьер остался доволен квартирками-ячейками в 20.0 м2. Уже не только визуально, но и планировочно,  новейшая жилая архитектура, что камеры, только на условной воле.

   Что делать? В чванливой Академии Архитектуры, в беззаботном  Союзе Архитекторов, праздных архитектурных и безответственных проектных институтах пора себе сказать – а кто мы? Не стыдно ли нам перед великими зодчими-предками? Не закончилось ли время потребления и не пора ли начать  новую, творческую архитектурную эпоху Великой Русской Архитектуры ХХI-го века? Может настало время  возвратиться к рисованию и уйти навсегда от стерильной компьютерной графики, оставив ее чертежникам. дизайнерам и урбанистам?  А может без творческих конкурсов не приступать к любому строительству? Возможно, в этом случае, в творческой среде у архитектурного сообщества выработается своя, Российская,  Русская Архитектура!

А пока строим камеры хранения для населения, чтобы через пару десятков лет объявить очередную, традиционную реновацию, такую близкую и понятную нашему, привыкшему ко всему  народу…

 

Архитектор    Георгий  Григорьянц

04.10.2017г.

 

 

 

 

5, Октябрь Четверг
Все права защищены | © 2015 Союз архитекторов Севастополя
Яндекс.Метрика