Союз архитекторов России об основных направлениях развития архитектурной профессии в Российской Федерации

Уважаемые коллеги!

Союз архитекторов России опубликовал Стратегию основных направлений развития архитектурной профессии в Российской Федерации.

Предлагаем Вам текст Стратегии.

УТВЕРЖДЕНО
IX съездом Союза архитекторов России

 СТРАТЕГИЯ – 2016 

Союз архитекторов России об основных направлениях развития архитектурной профессии в Российской Федерации

Вступление

 Стратегия-2016 – содержит консолидированное мнение архитектурного сообщества по ключевым проблемам, связанным  с  профессиональной деятельностью архитекторов, и предлагает пути развития архитектурной профессии в Российской Федерации. По сути дела этот документ является проектом возрождения и реабилитации архитектуры и архитектурной профессии и имеет целью объяснить необходимость сделать это представителям государственной власти, бизнеса и гражданского общества. Он отражает стремление профессионалов  изменить условия ведения профессиональной архитектурной деятельности в России, привести их в соответствие с международными стандартами  и  практикой.  потому что это, в конечном итоге, не только в интересах архитектурного сообщества, но  и  всех ключевых участников градостроительного процесса.

  Миссия архитектора

 В основе Стратегии лежит понятие миссии архитектора, которое подразумевает, что первейшим долгом архитекторов как профессионалов является забота об обществе, которому они служат. Этот долг превалирует над их личными интересами и интересами заказчика.

 Главная цель стратегии

 Главной целью Стратегии является создание условий и механизмов для защиты общества, государства и рядовых потребителей от неквалифицированных и недобросовестных действий в сфере архитектуры и градостроительства, обеспечение высокого качества профессиональных работ и услуг архитектора, результатом которых должно стать создание гармоничной, сбалансированной высокохудожественной среды жизнедеятельности, обеспечивающей устойчивое развитие личности, общества и государства.

 Цели стратегии

  1. Формулирование и осуществление государственной градостроительной политики
  2. Повышение статуса архитектурной профессии
  3. Совершенствование архитектурного образования
  4. Совершенствование регулирования рынка архитектурно-проектных работ и услуг
  5. Изменение системы технического регулирования и нормирования в сфере градостроительных отношений
  6. Развитие экоустойчивой архитектуры

Государственная градостроительная политика

Стабильная, опирающаяся на мнение профессионалов, сбалансированная государственная политика в сфере градостроительства (включающая вопросы отраслевого, стратегического и территориального планирования) во многом определяет судьбу государства.

С помощью грамотной градостроительной политики можно не только создавать комфортную среду, но и постепенно изменить образ жизни целого народа, эффективно использовать ресурсы общества и государства, обеспечивать условия будущего развития.

Градостроительная политика должна опираться на градостроительную идеологию, которая позволяет решать проблемы расселения, создание и распределения рабочих мест, управлять  миграционными процессами, ростом городов  и  мегаполисов, освоением и развитием межселенных территорий.

Градостроительная политика должна опираться на достоверные социально-политические и экономические прогнозы развития, формируемые на основе системной научно-исследовательской и аналитической работы.

В сложившейся ситуации профессиональное сообщество архитекторов считает, что необходима государственная программа мер, по выходу из кризиса в градостроительной сфере, включающая решение следующих задач:

 1.1.  Изменение законодательства, связанного с градостроительной сферой:

Непонимание или осознанное противодействие социально-ответственной градостроительной политике приводит к тому, что, благодаря недостаткам градостроительного законодательства, документы по территориальному развитию  подготавливаются исключительно как документы землеустроительного характера. В действующем федеральном градостроительном, земельном, водном, лесном и пр. законодательстве отсутствует иерархия законов по их   значимости для градостроительной деятельности и недостаточно выражена их социальная, общественная ориентация.

   1.2.  Изменение структуры градостроительного управления развития территорий:

Для выработки и реализации государственной градостроительной политики необходимо:

   а/  На уровне формулирования государственной градостроительной политики:

– создание Совета по градостроительной политике при Президенте РФ;

– создание Советов по градостроительной политике при главах субъектов федерации

б/  На уровне реализации государственной градостроительной политики: 

– на федеральном уровне – создание уполномоченного орган по осуществлению   градостроительной политики в структуре Правительства РФ;

– на региональном и местных уровнях – выведение органов архитектуры на местах из подчинения  строительных и других непрофильных комитетов и переподчинение их вновь создаваемой  федеральной структуре в качестве элементов управления градостроительной политикой на местах.

 1.3.   Изменение полномочий и порядок принятия решений в органах государственной власти, отвечающих за градостроительное развитие:

 - Руководители региональных и местных органов архитектуры должны иметь статус, позволяющий эффективно и профессионально решать вопросы управления ( уровень заместителя руководителя местных органов власти).

– Ключевым условием является создание независимой структуры управления в сфере государственной, социально ориентированной градостроительной политики от влияния коммерческих структур, связанных со  строительной  деятельностью  в  виду их прямой коммерческой заинтересованности влиять на градостроительную политику.

– Землеустроительная деятельность должна быть подчинена органам градостроительства и архитектуры. 

 1.4.   Развитие и поддержка научно-практической деятельности, связанной с анализом  территориального и социально-экономического развития регионов:

На федеральном уровне и на уровне субъектов федерации  необходимо создать научно-исследовательские центры по развитию регионов. Эти центры, опираясь на  поддержку государства, должны на основе анализа существующей ситуации  участвовать в подготовке программ социально-экономического развития региона, готовить рекомендации по территориальному развитию и формировать идеологию развития регионов.

1.5.  Совершенствование взаимодействия государства и профессионального сообщества в сфере  градостроительной деятельности:

Государственная градостроительная политика должна предусматривать более тесное взаимодействие профессионального сообщества в лице профессиональных организаций архитекторов и государства. Любые  решения, касающиеся градостроительной политики, должны обсуждаться и согласовываться с профессионалами.

 

  1. Повышение статуса архитектурной профессии:

Проблема низкого статуса архитектурной профессии в нашей стране своими корнями

уходит к известному постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР  от 4 ноября 1955г. №1871 “Об устранении излишеств в проектировании и строительстве”, которое поставило архитектурную профессию на колени, полностью подчинив ее строительной индустрии.

Прямым следствием существования такой модели  сегодня являются:

– высокие цены на  рынке жилья;

– высокая стоимость  строительства других государственных и частных объектов;

– низкое качество строительства;

– чрезвычайно медленное внедрение новейших строительных технологий и материалов;

– деградация городской среды;

– разрушение памятников архитектуры, исторических градостроительных комплексов и ценных природных ландшафтов.

 Причина – отсутствие прямого, установленного законом, профессионального контроля архитекторами осуществления градостроительной деятельности в РФ.

Таким образом,  к настоящему моменту в стране создалась реальная необходимость изменения статуса архитектурной профессии, которая опирается на три фундаментальные предпосылки:

а. Государство отказалось регулировать проектно-строительную деятельность;

б. РФ подписала Болонскую хартию в сфере образования;

в. РФ вступила в члены ВТО. 

А. Отказ государства от административного регулирования проектно-строительной деятельности означает смену модели управления отрасли,  переход на чисто рыночные методы управления. Это подразумевает наделение архитектора функциями агента, профессионально подготовленного представителя Заказчика, независимо от того какой это Заказчик – государственный или частный.

Б.  РФ подписала Болонскую хартию.

В соответствии с обязательствами, принятыми РФ после подписания Болонской хартии, в России  принят  новый  Федеральный Закон «Об образовании в РФ», в соответствии с которым ВУЗы присуждают своим выпускникам степени бакалавр и магистр.

Для присвоения полноценной профессиональной квалификации (звания) архитектора выпускникам ВУЗов (бакалаврам и магистрам) необходимо пройти специальную процедуру, включающую прохождение курса практической подготовки и сдачу квалификационного экзамена.

Профессиональное сообщество архитекторов считает, что право на проведение этих процедур должно быть делегировано Союзу архитекторов России.  

В. РФ вступила в члены ВТО.

Согласно принятым стандартам ВТО  правом ведения самостоятельной  профессиональной деятельности на рынке архитектурно-проектных услуг обладают только квалифицированные архитекторы. Необходим переход к  международно-признанной  модели профессиональной квалификации  архитекторов, а следовательно – и повышению статуса архитектурной профессии в нашей стране.

 Для практического решения задачи повышения статуса архитектурной профессии в РФ необходимо решение следующих задач:

 2.1. Формирование высокого правового статуса архитектора.

– Введение в действующее гражданское законодательство понятия «профессиональной деятельности».

– Принятие поправок в «Закон об архитектурной деятельности в РФ» на основе проекта поправок, подготовленных СА России.

– Закрепление в Градостроительном кодексе РФ обязательной процедуры профессиональной квалификации архитекторов согласно международным стандартам в этой области.

– разработка и утверждение  государственных Профессиональных Стандартов в области архитектурной и градостроительной деятельности, соответствующих поправкам в законодательство, предлагаемым СА России.

 2.2. Введение международно-признанной системы присуждения персональной профессиональной квалификации архитекторов 

Существующую систему саморегулирования юридических лиц, осуществляющих архитектурно-проектную деятельность, необходимо дополнить  (впоследствии, возможно, заменить) системой присуждения персональной профессиональной квалификации физических лиц (архитекторов), которые:

– прошли курс послевузовской практической подготовки (интернатуру);

– прошли процедуру профессиональной квалификации (экзамен);

–  имеют квалификационный аттестат;

–  являются членами уполномоченной  общенациональной профессиональной организацией архитекторов;

–  состоят в национальном реестре аттестованных архитекторов;

- соблюдают стандарт профессиональной деятельности архитектора и кодекс профессиональной этики;    

– застраховали свою  профессиональную ответственность в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Система присуждения профессиональной квалификации должна осуществляться либо государством, либо непосредственно самим профессиональным сообществом архитекторов.

 2.3. Определить Уполномоченную общенациональную профессиональную организацию архитекторов в сфере профессиональной квалификационной аттестации.

Необходимо добиваться передачи государством функции уполномоченной общенациональной профессиональной организации архитекторов Союзу архитекторов России, который должен получить  полномочия по организации и ведению процедуры профессиональной квалификации архитекторов и градостроителей на всей территории РФ.

2.4. Сменить Уполномоченный государственный орган по контролю  за осуществлением архитектурной деятельности

Необходимо добиваться передачи функции уполномоченного государственного органа по надзору за архитектурной деятельностью Министерству культуры РФ ввиду исключительной важности искусства архитектуры в создании и развитии  культурного ландшафта страны.  

 2.5. Вернуть в архитектурно-проектную деятельность практики  проведения архитектурных (творческих) конкурсов

В мировой практике  творческие архитектурные конкурсы:

– являются одним из основных механизмов оценки при выборе архитекторов для выполнения заказов, в т.ч. по государственным контрактам;

– являются «локомотивом» развития архитектуры,  т.к. являются наиболее объективным механизмом отбора лучших архитектурных решений, осуществляемых в открытой  конкурентной борьбе ;

– играют роль профессиональных лифтов в выдвижении молодых и талантливых архитекторов.

Проводимые сегодня без участия САР архитектурные конкурсы неэффективны, а их результаты вызывают растущее недоверие у публики и профессионалов.

Для возврата в архитектурно-проектную деятельность полноценных архитектурных (творческих) конкурсов необходимо:

-  принять закон (возможно положение) об архитектурных конкурсах, опирающийся на рекомендации международного Союза архитекторов, отечественный опыт и здравый смысл. Конкурсы должны быть, как правило, открытыми, публичными, доступными для молодых архитекторов, что исключает требование внесения больших залогов, избыточный список представляемых документов, необъяснимый состав жюри (конкурсных комиссий).

-  считать недопустимой дискриминацию отечественных архитекторов и немотивированное предпочтение организаторами конкурсов иностранцев.

 

  1. Архитектурное образование

Архитектурная деятельность на современном этапе характеризуется усложнением и внутренней диверсификацией, что находит свое отражение в новых Федеральных Государственных Стандартах высшего профессионального образования по направлениям подготовки – архитекторов, ландшафтных архитекторов, архитекторов–реставраторов, архитекторов-градостроителей, архитекторов-дизайнеров городской среды.

 В политике по  развитию архитектурного образования в РФ САР ориентируется  на:

  • - нормы, установленные Хартией ЮНЕСКО—МСА в области Архитектурного образования;
  • - работы Комитета Ратификации ЮНЕСКО—МСА по Архитектурному Образованию, по признанию существующей и новых систем аккредитации и ратификации программ обучения, предлагаемых в Школах Архитектуры и других институтах;
  • - Соглашение МСА по Рекомендованным международным Стандартам Профессионализма в Архитектурной Практике (ACCORD).

Цель этих  документов – дать указания для действий в области архитектурного образовании для того, чтобы позволить удовлетворить социокультурные и профессиональные требования нашего времени, разработанные Афинской хартией и Закрепленные Болонским соглашением

Хартия также устанавливает критерии для обучения с целью определения архитектурного проекта как синтеза знания и приобретенных навыков и требует, чтобы преподаватели поддерживали непрерывное взаимодействие между профессиональной практикой и обучением архитектуре. 

 В отношении дальнейшего развития системы профессионального архитектурного образования в РФ необходимо решение следующих задач:

 3.1.Закон «Об образовании в РФ» предусматривает программу обучения, рассчитанную на полную рабочую неделю в течение 5-ти лет в университетском или эквивалентном учреждении, что соответствует требованиям  Хартии к архитектурному образованию.

3.2.  САР в своей деятельности по гармонизации образовательных и профессиональных стандартов будет содействовать продвижению разработки  и принятию соответствующих государственных Профессиональных стандартов, в которых должны найти отражение современные компетентностные модели подготовки будущих архитекторов по всем направлениям современной деятельности архитектора.

3.3.  Закон «О независимой профессиональной квалификации» (238-ФЗ) и закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и др. законодательные акты РФ» (372-ФЗ) вводят процедуру присуждения профессиональной квалификации. Необходимо добиваться на законодательном уровне введения практической стажировки выпускников архитектурных ВУЗов как обязательной нормы специальной подготовки  перед сдачей квалификационного экзамена.

 3.4. САР будет заявлять о праве формирования профессиональных центров оценки квалификации в области архитектурной деятельности, выявляющими степень готовности выпускников к самостоятельной практической  деятельности.

3.5.  В соответствии с Законом «Об образовании в РФ»  в России  вводится

профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, которая представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.

3.6. Союз архитекторов России настаивает на переводе архитектурных вузов и факультетов в категорию вузов, готовящих специалистов творческих специальностей, где сохраняется индивидуальный подход к обучению студентов

Качество архитектурного образования и уровень подготовки выпускников  зависят от государственных нормативов обеспеченности вузов профессорско-преподавательским составом. Драматическое сокращение штата преподавателей в архитектурных вузах и факультетах, произошедшее в 2015 году (вместо 4 студентов на одного преподавателя Министерство образования установило норму 12 студентов на одного преподавателя), не позволяют более поддерживать  традиционно высокие стандарты обучения, сложившиеся в отечественной архитектурной школе, и неизбежно повлекут за собой необратимые потери качества подготовки будущих архитекторов.

3.7.  Дополнительное профессиональное образование (в соответствии с Законом

«Об образовании в РФ») осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).  Постоянное пополнение знаний и участие в программах (непрерывного) дополнительного архитектурного образования является обязанностью каждого аттестованного (квалифицированного) архитектора.

     Программы  повышения квалификации и программы  профессиональной

переподготовки должны отвечать следующим требованиям: 

-  программы должны  быть обязательно организованы в форме непрерывного дополнительного архитектурного образования;

-  прохождение программ непрерывного образования аттестованным архитектором должны являться обязательным условием регулярного возобновления архитектурной аттестации. 

-  требования к уровню, содержанию и объѐму переподготовки и формам подтверждения участия в  программах дополнительного образования разрабатываются и пересматриваются уполномоченной профессиональной организацией архитекторов.   

  1. Регулирование рынка архитектурно-проектных работ и услуг

Рынок архитектурно-проектных услуг характеризуется крайней степенью его

монополизации крупными, главным образом, проектно – строительными структурами. В добавок на рынке сумели легализоваться огромное количество  непрофессиональных и полупрофессиональных проектных фирм благодаря отсутствию системы жесткого квалификационного отбора участников архитектурной деятельности и доминирования единственного критерия при отборе исполнителя архитектурного проекта – низкой цены.  Это привело к  резкому падению качества архитектурного проектирования.

В результате под угрозу поставлено само существование национальной архитектурной школы России. 

Для исправления ситуации необходимо решить следующие ключевые проблемы:

  1. Несмотря на принятие ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» у подрядных и иных непрофильных компаний остается возможность участвовать в тендерах на архитектурно-проектные работы. Опираясь на свои финансовые возможности, они используют демпинговые цены и выигрывают торги. При этом разница в цене позднее компенсируется за счет удорожания строительных работ. Профессиональные архитектурные мастерские не могут позволить себе работать по бросовым ценам. Отсутствие контроля над подрядчиком со стороны архитектора приводит к росту стоимости строительных работ и падению  их качества. Качество архитектуры в такой системе вообще не рассматривается.
  1. Прямым следствием подобной практики являются установившиеся на рынке цены на проектные работы, которые составляют сегодня в среднем 0,5-1,5% от стоимости строительно-монтажных работ (СМР). Стоимость архитектурного раздела в этой цене составляет порядка 0,15-0,5% от стоимости СМР. (Для сравнения – стоимость проектных работ в советское время состаляла 3-5% от стоимости (СМР). В международной практике стоимость услуг архитекторов может составлять до 6-8% от СМР.
  1. Одной из ключевых проблем  на рынке государственного проектного заказа являются обязательные залоги – требование абсурдное и абсолютно неподъемное для независимых архитектурных мастерских, т.к. архитектурно-проектные мастерские, будучи субъектами прежде всего профессиональной, а не коммерческой деятельности, как правило не имеют необходимого количества свободных оборотных средств и имущества, достаточного для получения банковских гарантий.

Следствием такого положения вещей является практически полная изоляция наиболее профессиональных, наиболее состоятельных в творческом плане архитектурных  мастерских от рынка государственного заказа, объем которого составляет по разным оценкам 60 – 85% общего объема заказов на проектные работы в стране.

  1. Еще одной ключевой проблемой деятельности архитекторов на российском проектном рынке является непонимание участниками и регулятором градостроительного рынка взаимосвязи расценок на проектные работы с безопасностью и качеством проектируемых объектов. Существующая практика проведения тендеров на понижение цены, ведет проектный рынок к развалу и полной депрофессионализации и ставит под сомнение обеспечение безопасности проектируемых объектов. Ведь именно на стадии проекта закладываются все ключевые архитектурные, конструктивные, технические, технологические характеристики, т.е. закладывается уровень безопасности будущего здания. Очевидно, что существующая модель формирования проектной цены (см. п.п.1, 2) противоречит самой идее безопасности.

Для эффективного преодоления этих проблем необходимо решить следующие задачи:  

4.1.  Выведение архитектурной профессии из-под давления строительного бизнеса

4.1.1.  в антимонопольном и градостроительном законодательстве необходимо закрепить норму,  запрещающую  совмещение  функций архитектора и подрядчика, застройщика и подрядчика, архитектора и застройщика  в одном лице ввиду наличия явного конфликта интересов.

4.1.2. в действующем законодательстве закрепить норму, запрещающую ведение  архитектурно-проектных работ непрофильными и аффилированными с ними структурами.

4.1.3.   в действующем законодательстве ввести запрет на проведение тендеров на проектные работы совместно с тендерами на изыскательские  и подрядные работы. В перспективе – добиваться полной отмены тендеров  на проектные работы на рынке государственного и частного заказа.

4.1.4.  на рынке государственного заказа ввести законодательный запрет на залоги и предоставление банковских гарантий для архитектурно-проектных мастерских при проведении торгов на проектные работы и ввести обязательную процедуру предквалификации и (или) творческих архитектурных конкурсов в качестве главных критериев оценки при подборе архитекторов для практической работы.

4.1.5. на рынке государственного и частного заказа ввести законодательный запрет на передачу исключительных авторских прав в рамках подрядного договора на проектные работы и договора авторского надзора.

4.1.6. считать порочной практику борьбы не за качество проектных решений, а за снижение сроков и стоимости проектных работ. Дешевое проектирование прямо ведет к падению качества и многократному увеличению сроков и стоимости строительства.

4.1.7. ввести минимальные (по трудозатратам) расценки на проектные работы, обеспечивающие минимальный качественный уровень исполнения проекта и, как следствие, – обеспечение минимального уровня безопасности объектов капитального строительства в РФ.

  Цены ниже этого уровня должны квалифицироваться как демпинговые, а структуры или специалисты, предлагающие их на проектном рынке – подпадать под санкции, вплоть до лишения допусков и права работы в профессии. 

4.2. Возврат в архитектурно-проектный процесс необходимых стадий реализации проекта.

Ввести в градостроительное законодательство следующие стадии проектирования и реализации архитектурного объекта :

4.2.1. ТЭО – технико-экономическое обоснование  – определение основных экономических и технических параметров будущего объекта капстроительства;

4.2.2. Эскизный проект – определение основных объемно-пространственных и объемно-планировочных характеристик будущего объекта капстроительства ;

4.2.3.  Проектная документация (существует) – разработка комплекта проектной документации для прохождения экспертизы и получения разрешения на строительство;

4.2.4. Тендерная документация – разработка комплекта проектной документации необходимой и достаточной для проведения тендера на строительный подряд;

4.2.5. Рабочая документация (существует) – разработка комплекта рабочих чертежей для ведения строительства;

4.2.6. Авторский надзор – ввести в качестве обязательной стадии – для осуществления надзора за качеством, сроками и порядком ведения строительных работ, контроля стоимости строительных работ, координации авторского и технического надзора;

4.2.7. Ввод объекта в эксплуатацию – (существует без участия автора проекта) с обязательным подписанием акта приемки архитектором – автором проекта – процедура, удостоверяющая, что объект построен в полном соответствии с утвержденным проектом и с надлежащим качеством.

     Реализация  вышеуказанных предложений  значительно оздоровит ситуацию на проектном рынке и позволят архитектурной профессии свободно развиваться.     

  1. Техническое регулирование и нормирование в сфере градостроительных отношений

Проектная и строительная отрасли должны развиваться на основе передовых мировых технологий и технических решений, что подразумевает  создание гибкой нормативной базы, которая не ограничивает творческий процесс единожды установленными жесткими требованиями. Нормативная база должна обеспечивать высокую конкурентную способность и эффективность результатов строительства и реконструкции объектов капитального строительства, а так же их эксплуатации.

Установленные сегодня законодательством принципы эффективности и безопасности строительства, обеспечения ответственности за принимаемые решения, в известной степени носят декларативный характер. Высокая степень несогласованности действий различных ведомств и органов власти  приводит к непоследовательности и противоречивости требований нормативно-правовых актов. Отсюда – решения по созданию зон, освобождаемых от нормативных требований, программы по широкому внедрению «типовых» проектов с существенным сокращением авторских прав при реализации таких объектов, и тому подобные весьма спорные предложения.

  Источником всех этих несогласованностей, разумеется, являются базовые нормативные документы. Так, изначальным принципом действующего закона «О техническом регулировании», являлась двухступенчатая модель технического регулирования:

–  обязательные требования устанавливаются техническими регламентами;

–  реализация обязательных требований осуществляется с помощью документов стандартизации добровольного применения – стандартов разного уровня (межнациональных, национальных, стандартов предприятий и саморегулируемых организаций и т.п.), и сводов правил.

Принцип добровольности  успешно реализован в области нормирования пожарной безопасности. Но для остальных сфер регулирования приняты правила обязательного исполнения нормативных требований, а базовый принцип закона «О техническом регулировании» применение на добровольной основе стандартов и сводов правил – отменен в 2016 году! Это создает не просто юридический нонсенс, но затрудняет диалог архитекторов, инженеров и строителей с надзорными и властными органами, и препятствует гармонизации российского и международного законодательства.

С другой стороны сегодня в России действует противоречивая и неработоспособная двухветвевая система нормирования градостроительных отношений:

техническое регулирование – технические регламенты обязательного применения и документы стандартизации декларативно-добровольного, а на практике в большинстве обязательного применения;

санитарное нормирование – санитарные правила обязательного без исключений применения.

Таким образом, сложившуюся на текущий момент систему технического регулирования и нормирования в сфере градостроительных отношений, можно оценить как неудовлетворительную.

При оценке возможных путей совершенствования системы нормирования  следует принимать во внимание не только членство России в ВТО, но, что не менее важно, участие в Таможенном союзе стран Евразийского  экономического  союза (ТС ЕАЭС). Это означает, что национальная система нормирования должна согласовываться с международной, т.е.  она должна быть понятна как российским субъектам градостроительных отношений, так и зарубежным специалистам и инвесторам.  

   Для развития полноценной системы технического регулирования и нормирования в сфере градостроительных отношений необходимо решить следующие задачи:  

5.1. Необходима реализация принципа добровольности в области стандартизации, применяемого ко всем сферам нормирования, рассматриваемого и как основной инструмент гармонизации российского законодательства, и как необходимое условие технологического  и творческого развития.

5.2. Необходимо объединение технического регулирования  и санитарного нормирования в единый нормативный блок. Санитарные правила должны быть отнесены к документам области стандартизации, по аналогии со СНиПами, получившими при актуализации статус сводов правил. Объединение восстановит утраченную цельную модель нормативных отношений.

5.3. Для завершения единой модели объединенного нормирования необходима четкая вертикальная структура: 

– закон «О техническом регулировании»;

– основополагающий Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений»;

– профильные Технические регламенты по нормируемым видам требований (действующий сегодня перечень видов, разумеется, может расширяться);

– профильные комплекты стандартов и сводов правил к каждому техническому регламенту, по аналогии с уже действующей схемой нормирования пожарной безопасности.

Технические регламенты по определению устанавливают требования обязательные, стандарты и своды правил призваны на добровольной и альтернативной основе регулировать все частные вопросы.

 

5.4. Объединенная модель технического регулирования должна быть равным образом направлена на обеспечение должных уровней безопасности и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности. 

Такая модель должна, в том числе, включать:

– требования к регулируемым видам безопасности, включая санитарно-эпидемиологическое благополучие;

– градостроительные и планировочные параметры:

– требования к инженерному и технологическому обеспечению;

– типологические нормы (жилые, общественные, производственные и иные объекты).

При совершенствовании системы нормативных отношений требуется четкая взаимосвязь норм технического и санитарного регулирования, и нормативов градостроительного проектирования. Градостроительным законодательством должны быть однозначно установлены сферы действия нормативов градостроительного проектирования, и статус их применимости.

Объединенная модель может предусматривать   стандарты по специализированным видам деятельности (архитектурная, конструкторская, технологическая, инженерная и иные виды деятельности). Такие стандарты, относимые ко всем требованиям безопасности и эффективности, обеспечат взаимосвязь между профильными техническими регламентами, и, тем самым, единый уровень качества.

5.5.  Государство должно организовать работу по оптимизации модели нормирования с участием всех заинтересованных сторон.

Национальная нормативная база должна создаваться и совершенствоваться на основе государственного заказа, с выбором лучших специалистов на конкурсной основе. Исключительно важно, с учетом несовершенства законодательства о государственных закупках, разработать механизмы, исключающие:

– участие в работе непрофессионалов;

– лоббирование интересов отдельных ведомств и лиц;

– любые коррупционные проявления.

При разработке национальной нормативной базы необходима всемерная поддержка нормотворческой деятельности силами профессиональных организаций и объединений. Роль профессиональных и общественных организаций может заключаться в:

– обеспечении квалифицированными кадрами;

– экспертных оценках проектов документов, в том числе на взаимное соответствие;

– выработке единой общепринятой терминологии;

– постоянном контроле качества.

Профессиональное сообщество архитекторов убеждено: российская архитектура и строительство нуждаются не в создании зон, свободных от отечественного нормирования, и не в тотальном применении типовых проектов без соответствующего авторского контроля,  а в выходе из технологического и организационного тупика. Ключ к быстрому и профессиональному решению проблем нормирования вопросов градостроительных отношений в системном подходе и в привлечении к нормативному творчеству опытных профессионалов-практиков.  

  1. Экоустойчивая архитектура

Создание здоровой, экологически ответственной, эффективной  среды неразрывно связано с экоустойчивой архитектурой, опирающейся на концепцию Устойчивого развития, которое предполагает развитие общества без ущерба будущим поколениям. Принципы и нормы экоустойчивой архитектуры стали основным направлением развития архитектуры,

строительной отрасли и девелопмента недвижимости в современном мире.  Ведь продуманное объемно-пространственное проектирование, вместе с выбором эффективных материалов и технологий, могут на 50-80% снизить негативное влияние на окружающую среду.

В этой сфере Россия заметно отстает даже от своих ближайших соседей и партнеров – Белоруссии и Казахстана, причинами чего являются:

– “сырьевая экономика”;

–  отсутствие национальных стандартов экоустойчивого строительства;

–  несовершенное законодательство;

–  крайне консервативная нормативная база. 

    На сегодняшний день в нашей стране из всего спектра экоустойчивых мероприятий акцент делается только на энергоэффективности, что явно недостаточно. Преобладающий инженерный подход заключается в опоре на технические возможности и рационализм и не рассматривает всю сложность человеческого поведения. Инженерным возможностям недостает социально-культурных отправных точек и стратегий для достижения цели. Все мероприятия, реализуемые сегодня, по сути являются оптимизацией отдельных аспектов строительства, в то время как требуется внедрение концепции всеохватывающих экоустойчиво-ориентированных принципов планирования, в которых экономические, экологические и социальные аспекты рассматриваются во взаимном влиянии друг на друга.

Профессиональное архитектурное сообщество уделяет особое внимание этим вопросам и поддерживает все начинания по развитию экоустойчивого строительства. С этой целью:

–  Союз архитекторов России (СА России) учредил междисциплинарное Некоммерческое партнерство “Содействие устойчивому развитию архитектуры и строительства – Совет по “зеленому” строительству” (НП СПЗС) (2010г.)

–  СА России учредил координационный совет в области “зеленого строительства” (2013г.),

НП СПЗС разработало национальные Стандарты экоустойчивой архитектуры. Они опираются на взаимодействие технологической инженерно-направленной деятельности и социально-культурных запросов, базирующихся на ценностных показателях. Отличительной особенностью является ориентация на жизненный цикл объекта строительства.

– Стандарты экоустойчивой архитектуры зафиксированы в Системе добровольной сертификации (СДС) “Оценка экоустойчивости среды САР-СПЗС”.

– СДС САР-СПЗС была зарегистрирована в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (Росстандарте) в 2013г.

  Архитекторы более других участников строительного процесса заинтересованы в поиске эффективных решений, в постоянном обновлении материалов и технологий, в прозрачности полученных результатов, которые недостижимы без разработки и внедрения концепции всеохватывающих экоустойчиво-ориентированных принципов планирования.  

Эти принципы необходимо развивать, решая три основные задачи:  

6.1. Информирование - вести широкое оповещение общества, профессионалов, бизнеса и власти о преимуществах экоустойчивой архитектуры, которая способствует не только

эффективному сбережению ресурсов, сохранению природы и созданию дружелюбной среды, но и развитию архитектурного формообразования и современных методов строительства, внедрению инновационных материалов и созданию новых рабочих мест; 

6.2. Регулирование - содействовать внедрению экоустойчивых стандартов в практику проектирования, строительства и управления недвижимостью, вводить систему оценки жизненного цикла в строительстве, законодательно разделить профессиональную архитектурную деятельность и строительный бизнес, принять законы по стимулированию экоустойчивого строительства; 

6.3. Образование – разрабатывать учебные программы по экоустойчивому подходу для архитектурных и строительных ВУЗов, создавать центры повышения квалификации для профессионалов и постоянно действующие демонстрационные залы для пользователей.

  Именно профессиональное архитектурное сообщество может и должно объединить вокруг себя всех участников этого процесса и стать центром реализации концепции всеохватывающих экоустойчиво-ориентированных принципов планирования. 

30, Январь Понедельник
Все права защищены | © 2015 Союз архитекторов Севастополя
Яндекс.Метрика